«Использование фонетической ритмики для развития слухового восприятия обучающихся»
Беклемышева Татьяна Алексеевна,
учитель – логопед МБОУ «Рождественская
средняя общеобразовательная школа»
Для устной речи многих обучающихся, как известно, характерны как дефекты в воспроизведении ряда звуков речи, так и нарушение ритмико - интонационной ее стороны.
Фонетическая ритмика — это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).
В научной литературе доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с недостатками звукопроизношения. Раскованность и непринужденность, приобретаемые детьми при выполнении ритмических движений телом, оказывают положительное влияние и на двигательные свойства речевых органов.
Цели, которые определяют основные направления на занятиях по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:
- соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
- способствовать формированию у детей естественной речи с выраженной интонационной и ритмической стороной в процессе перехода общей моторики к речедвигательной;
- развивать слуховое восприятие обучающихся и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.
Результат педагогической деятельности. Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:
- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;
- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;
- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;
- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;
- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;
- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.
Конкретизированный результат. Владение слитным произнесением слогов в слове и слов в предложении, умение использовать приобретенные навыки в самостоятельной речи
Уровни развития, критерии и показатели сформированности результата (на основе методики Власовой Т.М., Пфафенродт А.Н.).
Сформирован. Ребенок умеет слитно произносить слоги в слове и слова в предложении, чисто произносит звуки в устной речи, нормализовано речевое дыхание и умение управлять своим голосом, развито чувство ритма.
Частично сформирован. Ребенок испытывает некоторые затруднения в произнесении слов в предложении. Недостаточно развито чувство ритма, умение пользоваться дыхательным аппаратом и не закреплены произносительные навыки.
Не сформирован. Ребенок с помощью педагога умеет слитно произносить слоги в слове, не способен правильно и самостоятельно воспроизводить слова в предложении. Произносит отдельные звуки, одной группы. Нарушено речевое дыхание и умение управлять своим голосом, чувство ритма не развито.
В практике своей работы использую некоторые эффективные методы и приёмы для развития слухового восприятия обучающихся. Все педагогические приёмы можно использовать для работы с детьми дошкольного и школьного возраста на индивидуальных и групповых занятиях.
Гласные звуки
А И. п. 1. Вдох, разведение рук вверх в стороны при одновременном длительном произнесении а ___.
Примечание. Здесь и далее знак______ (а_____) соответствует протяжному произнесению гласного.
Движение характеризуется: по напряженности — ненапряженное; по интенсивности — слабое; по времени — длительное.
Упражнения на изменения высоты голоса
Мы ходим ночью, ходим днем: нормально
тик↑-так↓, тик↑-так↓, тик↑-так↓. высоко-низко
И все же с места не сойдем: нормально
тик↑-так↓, тик↑-так↓, тик↑-так↓. высоко-низко
Дети стоят по кругу. Проговаривание текста с движениями.
Первую строчку говорить нормальным голосом во время ходьбы на месте. Затем остановиться, «дирижировать» пальчиком правой руки вверх-вниз, показывая этим высокое и низкое звучание голоса при произнесении слогов тик-так. При произнесении следующих двух строчек повторить движения, описанные выше.
Упражнения, включающие задания на темп и ритм произнесения
Темп: от медленного к быстрому и среднему.
Педагог и дети вместе проговаривают текст, сопровождая его движениями.
Мы идем по кругу, посмотри — Шагать по кругу, на слове «посмотри» выполнить естественное движение (приглашение посмотреть).
И шагаем дружно: раз, два, три — Продолжать шагать по кругу.
Мы скачем по дороге, меняя часто ноги — Вприпрыжку бежать по кругу.
Поскакали, поскакали: скок-скок-скок — Прыгать то на правой, то на левой ноге. А потом — Легкий взмах рукой вперед.
Как аист встали — Встать на одну ногу, другую поджать, руки развести в стороны. И молчок — Поднести палец к губам.
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.